Жил-был торговец один…
В XVII веке в городе Гамбурге жил купец Хенниг Бранд. В молодости он пытался разбогатеть, участвуя наёмником в Тридцатилетней войне (1618-1648), но вскоре понял, что шансы умереть в своей постели в окружении заинтересованных наследников у врача несколько выше, чем у солдата и тут же открыл у себя способности к врачеванию, однако и это поприще не принесло должного удовлетворения амбициозному молодому человеку, и тогда он погрузился в мир коммерции, напрочь забыв слова Христа о том, что «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие», разумно решив золото более достижимая цель, чем царствие небесное.
На пути к Lapis philosophorum
Так как во все времена люди предпочитают дороги к намеченной цели покороче, Бранд решил, что открытие lapis philosophorum и есть то, чем должен заниматься всякий стремящийся к богатству. Женившись на богатой вдове, которую звали Маргарет, и получив начальный капитал для своих исследований, Хенниг озаботился теоретическими знаниями и прочитал написанную в 1630 году умную книжку некого Кесслера из Страссбурга, из которой он вынес идею, что «философский камень» нужно искать в человеческой моче. Купив полторы тысячи галлонов (примерно 5500 литров) мочи в ближайших солдатских казармах, наш герой начал подвергать её различным алхимическим манипуляциям: выпаривать, подвергать перегонке, прокаливать без доступа воздуха и воздействовать на неё другими методами, которых было накоплено предостаточно со времен достославного Абу Абдаллаха Джабира ибн Хайян аль-Азди ас-Суфи.
В 1669 году его реторта взорвалась, и Бранд, после того как дым рассеялся, оказался обладателем некоторого количества вещества (следует отметить, что метод, который использовал Бранд, позволял получать 1 грамм фосфора из 46 литров мочи, при этом если бы он не отделял солевую часть, он бы имел такой же выход всего из 9 литров мочи), которое испускало бледно-зелёное свечение. Собрав эту субстанцию Бранд назвал его Рhosphorus mirabilis, взяв за основу греческое слово φωσφόρος — светоносный. Решив, что он получил ignis perpetuus, Бранд принялся за эксперименты по обращению хоть чего-то в золотишко…
Обманутые надежды
Но, увы, Phosphorus упорно не хотел превращать что-либо в благородный металл, и помучившись шесть лет, Бранд стал им торговать, сначала продавая его по весу дороже так и не полученного им золота. Будучи разумным человеком, Бранд понимал, что know-how долго не сохранить в тайне, и в 1676 году продал за 200 рейхсталеров свой запас фосфора и технологию его получения Иоганну Даниэлю Крафту (1624-1697), тоже персонажу весьма занятному, который также заслуживает отдельной заметки. Последний начал ездить с шоу-программой Рhosphorus. Ignis perpetuus по дворам разных немецких князей и курфюрстов, демонстрируя светоносную субстанцию и успешно приторговывая ей. Результатом его активности по продвижению нового продукта стало возникновение рынка фосфора в Западной Европе. Вскоре расторопные англичане перехватили инициативу и основное производство переместилось в Лондон, где Амброуз Годфри (1660-1741) создал промышленное производство фосфора на основе технологии Бранда, к началу XVIII века производя и продавая до 50 фунтов фосфора в год общей стоимостью около 2 000 фунтов стерлингов (примерно 600 000 фунтов стерлингов в сегодняшних деньгах). Эта монополия сохранялась до 1769 года, когда великий химик Карл Вильгельм Шееле обнаружил фосфор в костях, а Бертран Пеллетье создал новую технологию его получения. А вот наш герой Хенниг Бранд, после продажи своего know-how, из процесса выпал, не получив особой выгоды от коммерциализации своего открытия. Так тоже часто бывает.
Бранд умер в самом конце XVII или в начале XVIII века, но остался в истории тем человеком, который случайно получил важнейший химический элемент — фосфор.
Процесс
Сам процесс извлечения фосфора из мочи по его методу выглядит так: в моче есть фосфаты PO4 и различные органические вещества — сам Бранд об это ничегошеньки не знал. При нагреве мочи до высоких температур кислород, находящийся в составе фосфата, реагирует с углеродом, образуя монооксид углерода CO, а фосфор выделяется в виде газа. Остывая, фосфор, при температуре ниже 280 °С, конденсируется в жидкость, а затем затвердевает, когда температура достигает 44 °C. Et… voilà, вы счастливый обладатель некоторого количества фосфора.