Любой дурак может сделать мыло…

pearsfactory

The Pears factory at Isleworth, c.1894

Во второй половине XIX века реклама своей продукции ещё воспринималась бизнесменами как нечто недостойное: рекламировать свои изделия — это открыто признать тот факт, что они настолько плохи, что не способны продавать себя. В это время реклама — это сфера активности разного рода торговых мошенников, типа разносчиков “патентованных лекарств” и тому подобной малоуважаемой публики.
 
Но, один человек считал иначе, звали его Томас Джеймс Баррет:
 

Any fool can make soap. It takes a clever man to sell it.

Томас Джеймс Баррет родился в 1841 году в лондонском районе Сент-Панкрас, в 15 лет он покинул школу и начал работать, в 1864 году он устроился бухгалтером в магазин компании A. and F. Pears на Грейт Рассел стрит. Мыло Pears, рецептура и технология которого заслуживает отдельного рассказа, было создано Эндрю Пирсом 1789 году, в 1835 году его старший сын Фрэнсис основал компанию, в которой до 1861 работал всего один работник и помогавший ему мальчик. В 1862 году компания построила завод в Айлворте и её производственные возможности значительно улучшились, в 1881 году на предприятии работало 106 человек.
 
Но, вернёмся к Томасу Джеймсу Баррету, в 1865 году он женился на старшей дочери Фрэнсиса Пирса, Марии, и стал партнёром фирмы A. and F. Pears. Сыну Фрэнсиса, Энрю-младшему, было поручено занимался заводом Айоворте, а его зять Томас, стал заниматься продвижением продукции — и его в последствии назвали
 

The Father of Modern Advertising

 

Некоторые приёмы, использованные Томасом Джеймсом Барретом, были новаторскими и очень эффективными. Он первым начал использовать произведения искусства известных художников для рекламы продукции. До этого хода в рекламных целях использовались рисунки неизвестных художников, часто весьма непрофессиональные. Купив за 2200 фунтов права на картину Джона Эверетта МиллеBubbles”, Томас поместил на неё кусок мыла Pears. Реклама стала настолько поппулярной, что изображенный на картине 5-ти летний внук Милле, Уильям Милбурн Джеймс, до конца жизни был известен как Bubbles.

soap

Реклама мыла Pears с использованием картины Милле (1887)

Также Баррет стал использовать изображение полуобнаженных людей, что было достаточно смело для викторианской эпохи.

soap 1

Реклама мыла Pears в Illustrated London News (1887)

Технология “рекомендательной рекламы” также была впервые запущена Барретом. Для формирования доверия к продукту Баррет привлёк Лилли Лэнгтри, актрису, известную в частности любовной связью с принцем Уэльским Альбертом Эдуардом, будущим королём Эдуардом VII. Гонорар Лилли составил “фунт за фунт”, т.е. даму взвесили и выдали за каждый фунт веса фунт стерлингов.

Lillie Langtry

Lillie Langtry (1853-1929)

langtry-soap

Баррет коллекционировал произведений искусства, увлекался рыбалкой и ботаникой. Он был членом The Royal Microscopical Society, написал трёхтомную историю Хампстеда, и наверное, одним из первых “зелёных”.
 
В последнии годы жизни Баррет сожительствовал с дочерью врача, Флоренс Белл, которая называла себя миссис Баррет и имела от него двух сыновей. Он умер после непродолжительной болезни 26 апреля 1914 года и был похоронен на кладбище в Сент-Панкрас 30 апреля. Его имущество было оценено в £ 405,564 16s. 6d (эквивалентно примерно 42 млн £ сегодня).
 
Barrett

Thomas James Barratt (1841–1914)

Автор некролога в The American National Magazine писал о нём как о
 

a tall, sturdy, energetic gentle man with a long white beard, bright blue eyes and a jovial manner, whose observations on different points of interest as we passed, his keen comments on the people in the streets of London which Dickens so vividly described, were like rereading the tales of Pickwick, while his estimate of the statesmen and legislators in the United States and Europe revealed a wide horizon of liberal observation.